В г. Заречном проводится месячник, посвященный Всемирному дню защиты прав потребителей под девизом: «Справедливый и ответственный искусственный интеллект для потребителей».

Международное потребительское движение ежегодно 15 марта отмечает Всемирный день защиты прав потребителей. Федеральный закон от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (с последующими изменениями) регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.                                                                                                                        

В 2024 году в период с 1 февраля по 1 марта в г. Заречном проводится месячник, посвященный Всемирному дню защиты прав потребителей.  Мероприятия приуроченные ко Всемирному дню защиты прав потребителей, затронут тему использования потребителями платформ, управляемых искусственным интеллектом, поскольку применение искусственного интеллекта может иметь не только ряд преимуществ, но и негативные последствия, такие как распространение ложной информации, нарушение конфиденциальности, мошеннические действия и прочее.  В целях обеспечения эффективной защиты потребителей от рисков, связанных с применением искусственного интеллекта в рамках месячника будут обсуждаться актуальные проблемы осуществления различных подходов защиты прав потребителей.                                                                            

В Администрации г. Заречного постоянно проводятся мероприятия, направленные на информирование горожан об их потребительских правах.  Жители г. Заречного могут получить консультации по вопросам защиты прав потребителей:     

- В Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пензенской области, расположенном по адресу: г. Пенза, ул. Лермонтова, 36, по телефону: 8 (8412) 55-26-06;

- у профессиональных юристов в МУ «Правовое управление», расположенном по адресу: г. Заречный, Пензенская область, пр. 30-летия  Победы, 27, по телефону: 8 (8412) 60-59-08.

Часто задаваемые вопросы

Как правильно написать претензию?

Форма претензии может быть любой. Тем не менее, основания претензии и излагаемые в ней требования должны быть понятны адресату. Требования должны базироваться на фактах и законе. Поэтому стоит придерживаться следующих правил.

1. В претензии обязательно должен быть указан адресат - продавец или исполнитель (иногда изготовитель или импортер). Обращаем внимание, что претензия составляется не на имя магазина, а на имя лица (индивидуального предпринимателя) или организации (ООО, АО или иного юридического лица) указанного в кассовом, товарном чеке или ином документе подтверждающем факт оплаты. Если продавцом или исполнителем является юридическое лицо (ООО, АО и т.д.) не указывайте в претензии конкретного адресата (директора или иного руководителя), чтобы иметь возможность вручить претензию любому работнику организации.

2. Необходимо указать от кого претензия, указав фамилию, имя и отчество потребителя и контактный адрес и телефон. По указанному адресу продавец или исполнитель направит ответ на претензию.

3. Текст претензии имеет смысл начинать с указания факта наличия договорных отношений между сторонами. Например, 27.10.2012 года между мною и ИП Ивановым А.А. был заключен договор купли-продажи куртки...

4. Далее необходимо указать факт наличия или отсутствия (истечения) гарантийного срока на товар или работы, услуги. Стоит помнить, что претензии по некачественному товару, работам и услугам можно предъявлять:

- в течение гарантийного срока товара, работы, услуги (доказывать возникновение недостатков по вине потребителя должен продавец или исполнитель)

- по окончанию гарантийного срока, но в пределах 2-х лет после передачи товара, выполнения работ, оказания услуги (доказательства наличия недостатков должен предъявлять потребитель)

- в течении 2-х лет в отношении товара, работы, услуги если гарантийный срок не устанавливался (доказательства наличия недостатков должен предъявлять потребитель).

5. Далее необходимо перечислить все имеющиеся в товаре или результате работы недостатки.

6. Желательно сослаться на положения закона, по которому потребитель вправе заявить какое-либо требование. Например, на ст.18 (по товарам) или ст.29 (по работам, услугам) закона «О защите прав потребителей» перекрёстная с разделом НПА.

7. Потребовать от продавца или исполнителя удовлетворения выбранного потребителем требования. Например, потребовать возврата уплаченной за некачественный товар суммы в определенном размере или повторного выполнения исполнителем работы за свой счет и в определенный срок.

8. Обязательно поставить дату составления претензии и подпись с расшифровкой.

Претензия составляется в 2-х идентичных экземплярах, один их которых с отметкой о вручении остается у потребителя.

 

Полномочия защиты прав потребителей

Осуществление защиты прав потребителей органами местного самоуправления

В целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе:

- рассматривать обращения потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей;

- обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей);

- разрабатывать муниципальные программы по защите прав потребителей.

При выявлении по обращению потребителя товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды органы местного самоуправления незамедлительно извещают об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг).

Закон