13 мая 2010 года на инновационном форуме, который проходит в Обнинске, Глава Администрации Заречного Вячеслав Гладков выступил с докладом "Модели инноградов: сущность и перспективы, конкуренция и риски". В частности он сказал: "Закрытые административно-территориальные образования были созданы Правительством Российской Федерации для выполнения важнейших государственных задач по обеспечению обороноспособности страны. Отсюда специфика функционирования ЗАТО, ограничения полномочий органов местного самоуправления по распоряжению имуществом, землей, установлению границ и статуса города, по выполнению условий пропускного режима в ЗАТО. Особый режим ЗАТО включает требования секретности (закрытости). Города ЗАТО были полноценными и самостоятельными субъектами межбюджетных отношений с Федеральным бюджетом и эти взаимоотношения были определены в законодательстве.
С 01.01.2006 года закрытые - административно территориальные образования стали городскими округами и их бюджеты формируются и исполняются в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации, через бюджеты субъектов Российской Федерации. При этом не учтено, что на территории ЗАТО практически отсутствует налогооблагаемая база местных налогов в силу специфики функционирования ЗАТО.
В современных социально-экономических и правовых условиях жизнедеятельности ЗАТО как и моногорода ищут способы увеличения конкурентоспособности своей экономики.
В последние годы в городе активизируются инновационные процессы. Формируется правовая база, создается инновационная инфраструктура поддержки бизнеса: стабильно работают Фонд поддержки предпринимательства, общественная организация «Ассоциация предпринимателей города Заречного Пензенской области», Общественно-экспертный совет по предпринимательству при Администрации города. В 2009 году в городе создан бизнес-инкубатор. Эта работа проводится потому что мы чувствуем, что ранее созданная городская система управления и экономика города становятся не конкурентоспособными. Для изменения сложившейся ситуации мы должны резко повысить внимание к созданию нового имиджа города и к позиционированию города, привлекательному для инвестиций. В связи с высокой неопределенностью сценария развития будущего развития города, мы считаем, что главным является не угадать образ будущего, а постоянно заниматься формированием этого образа.
Важными элементами этой работы являются: формирование инновационного сообщества города; организация планирования инновационной работы; возрождение городской системы научно-технической информации. Для реализации поддержки инновационной деятельности в городе созданы координационный совет по инновационной политике и экспертный совет. Формируется муниципальный банк инновационных разработок и инновационных проектов, основу которого составляют инновационные проекты по вопросам местного значения. Предполагается создание Центра поддержки социальных инициатив.
Город - открыт для внешних инвестиций как для представителей действующего бизнеса, так и для тех, кто располагает перспективными проектами и идеями".
В работе Форума принимают участие более 600 делегатов, среди которых представители крупных российских компаний и транснациональных корпораций, зарубежных дипломатических миссий, лидеры банковского сообщества, руководители инвестиционных компаний и фондов. В рамках Форума состоятся панельные дискуссии «Региональная инновационная политика: «быть или не быть?», «Модели инноградов: сущность и перспективы, конкуренция и риски. Обнинский вызов» и др.