Использование наилучших технологий и материалов — одна из важнейших задач при реализации нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». В ходе работ на региональных и муниципальных дорогах сейчас активно внедряются применяемые на федеральных трассах и уже доказавшие свою результативность передовые практики, сообщает Информавтодор.
На базе РОСДОРНИИ создан и функционирует Реестр новых и наилучших технологий, материалов и технологических решений повторного применения. Сейчас в нем содержится более 360 технологий, 780 материалов, 240 конструкций, 500 регламентирующих документов дорожной отрасли.
В числе наиболее эффективных решений — технология холодного ресайклинга, методика объемного проектирования асфальтобетонных смесей, устройство тонких слоев износа, использование геосинтетических материалов, применение щебеночно-мастичного асфальтобетона.
Эффективность реализации национального проекта напрямую зависит от качества работ, и большую роль в этом вопросе играет отказ от устаревших материалов и переход на современные решения. Результатом внедрения эффективных технологий станет значительное повышение безопасности дорожного движения и улучшение состояния улично-дорожной сети в субъектах РФ.
В 2019 году, когда нацпроект только стартовал, доля контрактов, в которых было предусмотрено использование наилучших технологий, должна была составить 10%, однако к концу года эта цифра увеличилась почти до 45%.
Дорожники по достоинству оценили эффективность таких технологий и материалов, и в 2020 году более половины заключенных по нацпроекту контрактов (порядка 55 %) предусматривали их использование. А в 2021 году эта цифра достигнет 74%.
Во многих регионах начали появляться специализированные лаборатории, оснащенные самым современным оборудованием, дорожники постоянно повышают квалификацию, обмениваются опытом, что в конечном итоге положительно влияет на качество ремонта дорог.
Современные технологии применяются сейчас практически во всех регионах, решение о способах ремонта/реконструкции того или иного участка принимают специалисты на местах. В целом предполагается, что в рамках нацпроекта к 2024 году доля контактов, предусматривающих использование новых и наилучших технологий и материалов, составит 80% от общего числа заключаемых с подрядчиками госконтрактов.
Применение современных технологий и материалов напрямую влияет на качество и безопасность дорог, а также долговечность покрытия. В числе эффективных решений, реализуемых в российских субъектах, — технология холодного ресайклинга. Это методика, которая позволяет производить дорожный ремонт с использованием старого асфальтобетонного покрытия как компонента нового. Преимущество такого решения состоит в увеличении несущей способности дорожной одежды для проезда крупногабаритного транспорта, а также увеличении межремонтных сроков.
При использовании методики объемного проектирования асфальтобетонных смесей разрабатывается качественный состав смеси, которая подбирается под конкретную дорожно-климатическую зону. При подборе состава смеси применяются местные материалы. Такая дорога прослужит дольше.
Еще одним ярким примером эффективных технологий, позволяющих продлить межремонтные сроки, является устройство тонких слоев износа. Такая технология используется на дорогах, разрушения которых вызваны старением и уменьшением жизненного цикла самого верхнего слоя, что связано с климатическими воздействиями, а не недостаточной несущей способностью конструкции дорожных одежд. Основные преимущества тонкослойных покрытий — это относительно небольшая стоимость и высокая скорость производства работ, а также шероховатость поверхности, что обеспечивает хорошее сцепление между шиной и покрытием.
Сегодня межремонтные сроки эксплуатации автодорог федерального значения увеличены до 12 лет, по капитальному ремонту — до 24 лет. К таким же цифрам мы стремимся по региональной и муниципальной сети.
В рамках нацпроекта срок гарантийных ремонтов, согласно контрактам, заключенным с подрядными организациями, составляет, как правило, от 4 до 5 лет. Это время, в течение которого подрядчик обязан устранить возникающие дефекты за свой счет. Для того, чтобы оценить качество ремонта после эксплуатации дорог в осенне-зимний период, во всех регионах страны проводятся комиссионные проверки объектов предыдущего года. В 2020 году на объектах, отремонтированных по новым технологиям, серьезных недочетов не выявлено. Аналогичные проверки в регионах пройдут и в этом году с приходом климатической весны.